Дмитрий Коржов (dmitry_korzhov) wrote,
Дмитрий Коржов
dmitry_korzhov

Category:

Где бауманцы и весна!

* * *
Судьба дарила в полной мере
Из рукава любой руки!
В пельменную на БТРе
Меня возили мужики!

Виват, советская наука! –
В тот миг счастливейший сполна,
Где я рукой машу из люка,
Где – бауманцы и весна!

Виват – годам восьмидесятым,
Где начинается барьер:
Еще не уступает Штатам
«Ракетный колледж СССР».

Еще не все ушли на рынок,
Еще не проданы умы,
Еще ведется поединок
За то, что называлось «мы».

...Они расстанутся навеки:
Уедет Глеб, сопьется Стас,
Максим, чтоб выжить, за копейки
Две диссертации продаст.

Своей не нужные отчизне,
Высокопарно говоря,
Они мертвы уже при жизни,
Которая промчится зря.

Все их открытия откроют
В какой-нибудь другой стране…
Они «Столичные» докурят,
Они пельменей купят мне.

И под Высоцкого – по мосту –
До всех трагедий и обид…
Там, за Лефортовским погостом
Еще пельменная стоит. 







Замечательный пример большой поэзии, когда через собственную, личную историю автор нам показывает (являет!) эпоху, точнее, смену эпох, крах великой империи, момент перелома, на что сам поэт нам указывает: «Виват годам восьмидесятым, где начинается барьер, Ещё не уступает Штатам ракетный колледж СССР...»
Именно, «где начинается барьер»... И мы, жившие в то время, еще это помним. Всё на наших глазах происходило. Я, правда, еще только школьником, молчаливым свидетелем был, а поэт Елена Исаева — уже участником тех событий, и, как видим, не молчаливым.
Сюжетное стихотворение, в котором мастерски сплетены разные по объему и сущности категории: «я», «мы», «город», «страна», «мир». Начинается с житейской истории, описанной с помощью очень живых, говорящих деталей:
Судьба дарила в полной мере
Из рукава любой руки!
В пельменную на БТРе
Меня возили мужики!

Сколько юности безоглядной, непреодолимой в этих строчках, молодеческого удальства — неуемного, крутого, хоть и от женского лица повествование ведется. И ощущение, которое с нами бывает лишь в ранние лета, — того, что всё возможно, даже невозможное. Конечно, возможно! Даже если и в пельменную — на бэтээре! И мужики с тобой такие, с которыми ничто не страшно. Напротив, весело! Но дальше... Дальше в разговор врывается эпоха:
Виват – годам восьмидесятым,
Где начинается барьер:
Еще не уступает Штатам
«Ракетный колледж СССР».

Еще не все ушли на рынок,
Еще не проданы умы,
Еще ведется поединок
За то, что называлось «мы».
Вот оно — покоряющее сочетание личного и общего, абсолютно личного, принадлежащего только тебе, и — всемирного, их очевидная, подчеркиваемая автором, связь, и взаимозависимость.С Еленой Исаевой мне посчастливилось познакомиться в 2011-м году в Переделкине, в жюри «Осиянного слова». С тех пор вместе ведем там один из поэтических семинаров. Занятно вспоминать, как гостивший у меня несколько лет назад Виктор Пеленягрэ (автор нескольких песенных хитов - «Как упоительны в России вечера» и других), как-то, когда сидели за коньяком, спросил: «А ты знаешь такую поэтессу Лену Исаеву?» «Конечно, знаю...» «А знаешь у нее такое стихотворение: «Они войдут и негде спрятаться?» ("(Они войдут (и негде спрятаться, Не остановит их никто!) - Красивые, как два гестаповца, В шуршащих кожаных пальто...)...") «Наизусть знаю...» «А знаешь, что одним из этих гестаповцев был я?» Я потом Лене это рассказал. А она: «Вот сволочь Пеленягря. И ведь, наверняка, не сказал, что главным-то из этих «гестаповцев» не он был, не он...»
Да, начинается-то стихотворение весело, на ярком безоглядном мажоре. Как, собственно, и то время начиналось, время надежд, время больших ожиданий. Продолжение — иное, горькое. Потому как в его пространство вторгается уже иная эпоха:
...Они расстанутся навеки:
Уедет Глеб, сопьется Стас,
Максим, чтоб выжить, за копейки
Две диссертации продаст.

Своей не нужные отчизне,
Высокопарно говоря,
Они мертвы уже при жизни,
Которая промчится зря.

Она совсем скоро, эта эпоха, как я написал когда-то об этом же - «а там — девяностые за поворотом: безденежье, смута и смерть...» У Лены о том же, и явлено новое время даже не через деталь, но — через судьбы тех самых «мужиков», что столь экзотично, на бронетранспортере, сопровождали героиню стихотворения в заурядную московскую пельменную.
Ею-то, той самой пельменной, стихотворение и завершается, закольцовано оно ей:

Все их открытия откроют
В какой-нибудь другой стране…
Они «Столичные» докурят,
Они пельменей купят мне.

И под Высоцкого – по мосту –
До всех трагедий и обид…
Там, за Лефортовским погостом
Еще пельменная стоит.


Концовка блестящая. Снова — говорящие детали: и сигареты, и Высоцкий, который звучит, конечно, не в наушниках, а из кассетного (ещё советского, полагаю) магнитофона. И — пельменная, которая «по-прежнему стоит», хотя, не факт, конечно, что работает. Возможно, только здание и осталось, а внутри — давным-давно магазин шмотьем каким-нибудь торгует. Но все равно — знак другого времени. Времена меняются, а они, знаки, остаются. Часть иной эпохи твоей страны. И твоей судьбы.У Лены несколько таких вот вещей - не столько о себе, сколько о времени, об эпохе, о своем поколении... Она поэт большой, и — имперский, несмотря на внешнюю хрупкость. Я когда-то признался ей, что очень люблю её стихи про "бауманцев и весну" — вот эти самые, о которых мы сейчас говорили. О том, что там - сквозь глубоко личное, почти интимное - эпоха звучит. Лена кивнула и ответила с отчетливо уловимой горечью:

- Да, Дима, это, наверное, - реквием нашему поколению...

Tags: Елена Исаева, СССР, друзья-писатели, литературоведение, русская поэзия, самые мои стихи
Subscribe

  • "Надежды научить вас писать нет..."

    Астафьев: - Мы сюда приехали не для того, чтобы научить вас писать, надежды такой вообще нет, мы приехали помочь каким-то советом, и дело автора,…

  • В вечереющем воздухе...

    ДЫМОК Что ни вечер - эта пара: Он - без шапки, налегке, И она - в шубейке старой, В тёплом вязаном платке. Он кладёт пузатый ранец На ноздристый…

  • Мама, мне всего лишь двадцать!

    "Коржов в Мурманской области больше, чем поэт. Без шуток. Так есть. Я не знаю ни одного автора на Кольской земле, о котором слышал бы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments