Дмитрий Коржов (dmitry_korzhov) wrote,
Дмитрий Коржов
dmitry_korzhov

Categories:

Не "Белая гвардия"


   Ну что сказать... Я думал, будет хуже. А э т о, по крайней мере, - кино. Пусть зачастую пустое и тягомотное, но все же - кино. Другое дело, насколько оно - вот э т о самое - кино? И главный вопрос: Булгаков ли э т о? На мой взгляд, создателям, следовало бы определить, в какой степени продукт их трудов соотносится с булгаковским романом, как-то помягче. Есть такая удобная формула: "по мотивам". Она, как мне видится, в нашем случае очень точна. Не "Белая гвардия", а - не более чем "по мотивам".
    Ну ладно, постоянные и подчас ничем не оправданные отступления от текста (одна только демоническая фигура Шполянского, грубо ввинченного в историю любви Алексея и Юлии Рейсс, чего стоит - смех один, да и только; или самоубийство Малышева, который у Булгакова, распустив дивизион, спасается от петлюровцев в шинельке гимназиста) - это как-то ещё можно объяснить. Киноязык отличается от языка великой русской прозы - это понятно.
   Но как простить такой безумный и бездумный подбор актеров? Алексей - Хабенский - еще более-менее съедобно. Но Мышлаевский в исполнении Пореченкова - это, простите, пошлость несусветная.

     "Голова его была красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения..." Это что же, Пореченков?   
Да уж, "давняя, настоящая порода". Биндюжник с Привоза! Это, пожалуй, будет точнее...
    Совершенно пропащая молодежь. Никуда негодный Николка... Понимаю, сыграть точно любого из того поколения "уже не детей, но еще не взрослых" было трудно, но все же. По книге - он мальчик еще, да, но в этом кипящем смертью Киеве не только отыскал семью Най-Турса (девять адресов обошел), а затем своего убитого командира - в морге, но он и хоронить его помог. Совершенно по-мужски. Не зря же "сам Най значительно стал радостнее и повеселел в гробу", а потом "старуха мать повернула к Николке трясущуюся голову и сказала ему:
- Сын мой. Ну, спасибо тебе."

    Экранный Николка, конечно, совсем другой. Пацан какой-то плаксивый и немощный. Ничего в нем мужского нет и офицерского. А ведь по книге именно он, а не Алексей Турбин, отправляет кадета (кстати, не бегущего, а "торжественно вышедшего" из дома) прятаться. Командует! Поясняя, чтоб у того сомнений не осталось: "Я - юнкер. Катастрофа. Петлюра Город взял".
    Отвратный, не вызывающий и тени сочувствия Лариосик. Вот уж действительно, человек-катастрофа. А у Булгакова ведь он, пусть и неудачник фатальный, но - очень трогательный, обаятельный, милый. Экранного прощелыгу с большими ушами "милым" никак не назовешь.
    Но главная неудача приключилась с Еленой. При том, что Турбина - пожалуй, центральная фигура "Белой гвардии", хозяйка дома, который связывает воедино не только семью и друзей семьи, но, в значительной степени, и весь этот немаленький роман. Ее боготворят, ей поклоняются. А тут, в фильме, уж извините за выражение, Раппопорт. Старая, некрасивая, с усталыми, потухшими глазами, вобравшими в себя, кажется, всю скорбь еврейского народа... Да уж, "Елена ясная"...

    Да, с актерами почти всё - в "молоко". Даже почти всегда прекрасный Гармаш не радует. Но главное даже не это. Интонация, внутренний лад картины. По мелодике - серой, заупокойной, все, что происходит в фильме, это, скорее Достоевский или какой-нибудь Алексей Толстой с его "Хождениями...". И в кадре - не буйный, пышнотелый, щедрый не только на кровь, но и на ласку, не только на смерть, но и на жизнь, Киев, а какой-то ледащий, заледенелый Петербург-Петроград. Где Булгаков-то? Где чудодейственное сплетение воображаемого и действительного, фантастики и реальности, ослепительного света и черной жути, что мы так любили и любим в прозе Мастера?
    Нет как нет. Одна - смерть да смерть вокруг, да трупы. Будто ты не в прекрасном и таком живом, несмотря ни на что, булгаковском Киеве, а в каком-то анатомическом театре, где душ уже нет, одни тела...
Tags: Михаил Булгаков, наше кино, русская проза, фильм "Белая гвардия"
Subscribe

  • Проверка на подвиг

    Дыхание фронта, конечно, очень ощутимо в ранних стихах Орлова, собственно, они большей частью и написаны непосредственно на передовой, в танке…

  • "Надежды научить вас писать нет..."

    Астафьев: - Мы сюда приехали не для того, чтобы научить вас писать, надежды такой вообще нет, мы приехали помочь каким-то советом, и дело автора,…

  • Самоотверженно искренне

    Одному рецензенту Он говорил мне: "Пишите о судьбах России! Писать о себе в наше время и пошло, и глупо!" А я свою руку рукой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Проверка на подвиг

    Дыхание фронта, конечно, очень ощутимо в ранних стихах Орлова, собственно, они большей частью и написаны непосредственно на передовой, в танке…

  • "Надежды научить вас писать нет..."

    Астафьев: - Мы сюда приехали не для того, чтобы научить вас писать, надежды такой вообще нет, мы приехали помочь каким-то советом, и дело автора,…

  • Самоотверженно искренне

    Одному рецензенту Он говорил мне: "Пишите о судьбах России! Писать о себе в наше время и пошло, и глупо!" А я свою руку рукой…